Марина Цветаева

Марина Цветаева Марина Цветаева Марина Цветаева
Хранитель сайта: admin@izcvetaevoy.ru

Михаил Эпштейн

Пейзаж не играет у поэтессы самостоятельной роли, но выступает чаще всего как зачин к любовному сюжету, как внешняя рамка, обстановка лирических переживаний. "Широк и желт вечерний свет, // Нежна апрельская прохлада. // Ты опоздал на много лет, // Но все-таки тебе я рада" - принцип параллелизма природных и душевных явлений, восходящий к поэтике народной лирической песни. Близок к фольклору и прием олицетворения, уподобления человеческого - природному: "Зачем притворяешься ты // То ветром, то камнем, то птицей?.."; "Серой белкой прыгну на ольху..." и т.д.
В целом у А.Ахматовой преобладают растительные мотивы, естественно воплощающие стихию женственного, связанные с господствующим эмоциональным настроем ее лирики: розы - радость и торжество, ива - грусть и разрыв; много "невзрачных", "диких", "сорных" растений - крапива, лопух, одуванчик ("Небывалая осень построила купол высокий...", 1922; "Хорошо здесь: и шелест, и хруст...", 1922; "Ива", 1940; "Разрыв", 1944; "Летний сад", 1959; "Шиповник цветет", 1961; "Последняя роза", 1962). Ахматова возвращает в поэзию исчезнувший с пушкинских времен царскосельский пейзаж ("В Царском Селе", 1911; "Наследница", 1959).
Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".