Марина Цветаева

Марина Цветаева Марина Цветаева Марина Цветаева
Хранитель сайта: admin@izcvetaevoy.ru

Главным творческим созданием Цветаевой с февраля 1917 по 1922 год стал сборник «Лебединый стан». Он не был издан отдельной книгой, а только отдельные стихотворения включались в авторские подборки. Революция такой разрушительной силы не могла никого оставить в стороне, тем более такого чуткого художника как Цветаеву. Для нее эти пять лет стали во многом трагическим временем: разлука с мужем, смерть младшей дочери Ирины, бытовая неустроенность и послереволюционная разруха – все это ей пришлось испытать в полной мере, ей ли было не понять разрушительные перемены, которые несла в себе Октябрьская революция для России. Ее муж, Сергей Эфрон, в 1918 году стал прапорщиком Добровольческой армии Л.Корнилова, но идейный замысел Лебединого стана глубже, чем личные мотивы. Это попытка осмыслить революцию, свидетелем которой она оказалась, и тревога о будущем России. ( Где кресты твои святые? - Сбиты. - / Где сыны твои, Москва? - Убиты»). В миниатюре 1917 года Цветаева представляет Прекрасную Даму Свободу а образе гулящей девки на шалой солдатской груди, вышедшей на визг площадей.

Центральным циклом «Лебединого стана» является «Дон», где утверждаются возвышенные образы Белой гвардии: «Белая гвардия, путь твой высок!», а главная тема – трагедия белого движения и скорбь лирической героини, сходной с плачем Ярославны. Прозрачна и символика названия, лебеди, как символ чистоты и святости дела спасения отечества.

Но это не только реквием Добровольческой армии, в котором отразилась и тревога за близкого человека. Кровавая междоусобица губительна для страны, где победители потеряют не меньше побежденных: кто был белым, стал красным от крови, а кто был красным, того смерть побелила. В 1922 году она уезжает из страны по семейным причинам, а в новом названии РСФСР ей слышалось что-то жестокое, и она не хотела жить в стране с названием из одних согласных.